Независимая оценка квалификации помогает поднять качество образования на новый уровень
Подведены итоги второго года реализации пилотного проекта «Профессиональный экзамен для студентов».
Выпускники программ среднего профессионального образования прошли государственную итоговую аттестацию, совмещенную с независимой оценкой квалификации. Подтвердить квалификацию сумели 63% выпускников. В учебных заведениях, наиболее тесно и успешно сотрудничающих с работодателями, этот показатель близок к 100%.
Пилотный проект – часть масштабной работы по внедрению инструментов Национальной системы квалификаций в практику образовательных организаций.
В этом году в нем участвовали колледжи из 17 регионов и 11 Советов по профессиональным квалификациям. Оценка проводилась по 32 квалификациям – массовым и наиболее востребованным на рынке труда. Были подготовлены эксперты, разработан оценочный инструментарий, определены организационные механизмы и источники финансирования процедуры. Студенты прошли независимую оценку квалификаций бесплатно.
«Пилотный проект показал, что в рамках обычных экзаменационных процедур выпускник может получить не только диплом об образовании, но и профессиональную квалификацию, отвечающую требованиям профессиональных стандартов, - отметил генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Александр Лейбович. – Независимая оценка, дающая сигнал работодателю о качестве подготовки выпускников, в перспективе должна стать массовой».
По мнению заместителя министра труда и социальной защиты РФ Всеволода Вуколова, благодаря пилотному проекту работодатели и образовательные организации увидели, что им необходимо сближать позиции. И те, и другие заинтересованы в повышении качества подготовки кадров: различия между квалификацией, которую дает образовательная организация, и квалификацией, необходимой работодателю, должны быть сведены к минимуму.
«Независимая оценка квалификации – хороший инструмент, позволяющий поднять качество образования на новый уровень», - подчеркнул заместитель министра. Он предложил в перспективе увеличить количество выпускников колледжей, проходящих независимую оценку квалификации, что позволит сократить затраты на проведение оценки. В конечном счете вся эта работа приведет к повышению производительности труда. При этом, подчеркнул Всеволод Вуколов, речь не идет об отмене дипломов об окончании учебных заведений - уровень квалификации специалиста, как и раньше, зависит от полученного образования.
Впрочем, по мнению Любови Духаниной, заместителя председателя Комитета Госдумы РФ по образованию и науке, рынок дипломов в нашей стране постепенно сменяется рынком квалификаций. Все чаще можно увидеть объявления о найме на работу, где работодатель вместо специальности по диплому указывает набор компетенций и квалификаций потенциального работника.
«Молодые люди ориентируются на эти требования – приходят трудоустраиваться со свидетельством о квалификации, и тогда работодателю легче определиться, кому отдать предпочтение. Молодежь осваивает систему квалификаций достаточно быстро, и теперь важно, чтобы система образования и работодатели шли навстречу друг другу», - подчеркнула Любовь Духанина.
Директор Департамента государственной политики в сфере профессионального образования и опережающей подготовки кадров Министерства просвещения РФ Инна Черноскутова считает, что такое движение уже есть. Среднее профессиональное образование ориентировано на практику, и благодаря пилотному проекту профессиональные колледжи «привыкают» к новой методике оценке квалификаций, которую предлагают работодатели.
«Потенциала системы среднего профессионального образования достаточно для того, чтобы выпускники успешно проходили независимую оценку квалификации», - считает Инна Черноскутова. В частности, в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы» обновляется материально-техническая база колледжей, и уже сегодня ее используют центры оценки квалификации при проведении оценочных процедур. Наиболее успешные выпускники колледжей формируют портфолио своих достижений, в числе которых – свидетельство о независимой оценке.
Пилотный проект получил положительную оценку объединений работодателей. По мнению исполнительного вице-президента Российского союза промышленников и предпринимателей Виктора Черепова, независимая оценка и дальше будет стимулировать колледжи к более качественной подготовке выпускников. Свидетельство о квалификации, которое выдается выпускнику вместе с дипломом, даст преимущество при трудоустройстве.
Александр Козлов, председатель Совета по профессиональным квалификациям в жилищно-коммунальном хозяйстве, отметил, что в пилотном проекте в этом году участвовали отраслевые колледжи трех регионов – Иркутской области, Красноярского края и Санкт-Петербурга. При этом работодатели этой отрасли заинтересованы в независимой оценке по всей стране, так как дефицит квалифицированных кадров есть везде.
«Результаты оценки говорят о качестве образовательных программ в том или ином учебном заведении. Если процент подтвердивших квалификацию невелик, это сигнал для изменений в программах», - отметил Александр Козлов.
Александр Бабурин, заместитель председателя Совета по профессиональным квалификациям в агропромышленном комплексе, считает, что знаком качества образовательных программ также являются результаты профессионально-общественной аккредитации. При этом важно, чтобы такую аккредитацию проводили объединения работодателей или уполномоченные ими организации.
«В нашей отрасли были примеры, когда ее проводили организации, не имеющие отношения к объединениям работодателей. Неудивительно, что далеко не все выпускники таких программ подтверждают свою квалификацию», - подчеркнул Александр Бабурин.
В профессиональных экзаменах для студентов заинтересованы органы региональной исполнительной власти. По мнению Сергея Селюнина, заместителя руководителя Агентства труда и занятости населения Красноярского края, результаты таких экзаменов позволяют работодателям держать выпускников в поле зрения. «Выпускники должны быть подготовлены в соответствии с требованиями работодателей и трудоустроены на те предприятия, которые формируют экономику края», - считает он.
По мнению заместителя директора ФГБУ «Российский центр содействия молодежному предпринимательству» (структура, подведомственная Росмолодежи) Владимира Уткина, пилотный проект интересен для молодых предпринимателей, так как уменьшает издержки на подбор сотрудников. А истории успеха выпускников колледжей, сдавших профессиональный экзамен, станут примером для тех молодых людей, которые сегодня выбирают будущую профессию.
В следующем году проект «Профессиональный экзамен для студентов» будет продолжен. Национальное агентство развития квалификаций совместно с Министерством просвещения РФ и Министерством труда РФ планируют поэтапно внедрять независимую оценку квалификации в системе подготовки кадров. Это позволит повысить прозрачность рынка труда: работодателям будет проще принимать решения о найме персонала, а гражданам – выбирать образовательные программы для получения востребованных квалификаций.
Организаторами пресс-конференции выступили Национальное агентство развития квалификаций и Базовый центр подготовки рабочих кадров, при поддержке Российского союза промышленников и