Электрики вместо фонарщиков. Эволюция профессий в сфере ЖКХ
Сфера жилищно-коммунального хозяйства столицы постоянно развивается — все процессы автоматизируются, а управление сложными системами становится цифровым. С одной стороны, развитие технологий приводит к появлению новых специальностей, а с другой — к постепенному исчезновению старых.
Электрики вместо фонарщиков
В начале XIX века в Москве обязанности фонарщиков выполняли солдаты, не годные к строевой службе. Первые уличные осветительные приборы выглядели следующим образом: на невысоком деревянном столбе крепился металлический фонарь со стеклянными окошками и дверкой. Внутри стояла лампа с конопляным маслом.
«У фонарщика была лестница, кувшин с маслом, зажигательный фонарь, фитили, ножницы и другие инструменты. Они должны были зажигать и тушить фонари, наполнять резервуары с горючей жидкостью и устранять поломки конструкций. Каждый фонарщик должен был зажечь за вечер 20–30 фонарей», — отмечает Наталья Потапова, директор музея «Огни Москвы».
Появление электричества привело к исчезновению этой профессии, но еще в 1930-е годы электромонтерам приходилось делать все вручную, с помощью рубильников. Централизованная система управления освещением, с помощью которой можно было включить и выключить фонари во всем городе за секунды, создали за несколько месяцев до начала Великой Отечественной войны.
Современная система освещения контролируется диспетчерами из центра управления сетями АО «ОЭК». В своей работе они руководствуются графиком включения-отключения и фактической освещенностью, за которой постоянно следят умные датчики. В режиме реального времени они показывают уровень освещенности в городе, и, как только она достигает определенной отметки (30 люксов), диспетчеру поступает сигнал.
Централизованное водоснабжение вместо водоносов
До появления централизованного водоснабжения воду горожанам доставляли водоносы или водовозы. Водовозы, которые использовали повозки, продавали одно ведро по 10 копеек. Дело оказалось настолько прибыльным, что к концу XIX века водовозов в Москве было почти шесть тысяч. А водоносов, тащивших бочки на себе, насчитывалось около трех тысяч.
«Московский водопровод, открытый 28 октября 1804 года, до 1903 года оставался главным источником питьевой воды для города. Но его строительство не сразу привело к исчезновению профессии. Это было сложное сооружение длиной более 20 километров. Вода самотеком поступала сначала в ротонду на Трубной площади, позже в водоразборные фонтаны, построенные в разных частях города. Один из таких — старейший в Москве фонтан Витали на Театральной площади. В XIX веке к нему с утра выстраивались очереди водовозов и водоносов, сюда приходили с кадушками и ведрами местные жители, здесь же поили лошадей», — рассказывает Оксана Божнева, директор музея воды Мосводоканала.
В 1931 году было принято решение о строительстве канала Москва — Волга, который соединил две реки. Уже в мае 1937 года состоялся пуск водопроводного канала от поселка Акулово до Сталинской (Восточной) водопроводной станции, а в июле в дома горожан пришла питьевая вода из Волжского источника. В 1952 году в эксплуатацию ввели Северную водопроводную станцию, а в 1964-м — Западную.
Современная система водоснабжения включает в себя множество объектов. Ее протяженность сопоставима с расстоянием от Москвы до Сингапура — 13 тысяч километров. В день на каждого горожанина приходится в среднем примерно 131 литр воды, общий объем суточной подачи — около трех миллионов кубометров.
Электромеханики вместо лифтеров
Еще одна профессия, ушедшая в прошлое, — лифтер. Первые лифты предназначались исключительно для знатных и обеспеченных людей, а задача лифтера заключалась в том, чтобы помочь им подняться или спуститься на нужный этаж. Управлять такими кабинами можно было только с помощью специального рычага, находясь непосредственно внутри. Также вручную приходилось открывать и закрывать дверцы. Помимо этого, в обязанности лифтеров входили работы по поддержанию чистоты внутри кабины, фиксации поломок и вызову ремонтных бригад. Получить такую работу мог только совершеннолетний человек, обязательно прошедший инструктаж.
«Нельзя сказать, что лифтеры исчезли полностью. В наше время представители этой профессии все еще встречаются, но только в исключительных случаях. Например, в больницах, где их задача состоит в том, чтобы помочь завезти и вывезти каталку с пациентом. Профессия в ее классическом понимании просуществовала до середины XIX века. Потребность в нахождении лифтера внутри кабины исчезла, когда были разработаны полностью автоматизированные лифты. Однако специалистов, работающих в лифтовой отрасли, до сих пор ошибочно называют лифтерами. На самом деле обслуживанием современных подъемников занимаются электромеханики», — говорит главный инженер АО «Мослифт» Евгений Нестратов.
По его словам, электромеханики посещают каждый лифт минимум один раз в месяц — осматривают шахты, проверяют работу подъемных механизмов и всех цепей контактов безопасности. Каждый раз техобслуживание включает разный перечень работ. Ежемесячно проводится текущий мелкий ремонт, наладка оборудования. Раз в год проходит обширная проверка, во время которой специалисты осматривают все узлы лифта и готовятся к ежегодной проверке на соответствие в форме периодического технического освидетельствования, которую проводит независимая испытательная лаборатория.